Мастер галантной французской живописи

Мастер галантной французской живописи
Антуан Ватто — мастер галантной французской живописи XVIII века, один из основателей рококо, гениальный автор множества рисунков. Широкую известность Антуан Ватто приобрел благодаря изысканным картинам, названных современниками «галантными празднествами». Многочисленные колоритные произведения художника глубоко проникнуты изяществом, поэтичностью и лирикой. Антуан Ватто оставил потомкам несколько десятков тысяч работ, в том числе великолепных эскизов и этюдов. Чтобы добиться максимальной выразительности персонажей, он всегда создавал большое количество предварительных набросков перед написанием очередного шедевра.

Антуан Ватто появился на свет 10 октября 1684 года городе Валансьене на севере Франции в семье мелкого буржуа. Его отец отличался крутым нравом и часто колотил своих близких, но не препятствовал увлечению сына рисованием. Уже в 10-летнем возрасте Антуан начал обучение живописи у скромного местного художника Жака-Альбера Жерена (Jacques-Albert Gérin), но быстро превзошел своего учителя и перестал посещать занятия.

В 1702 году Антуан Ватто тайком от родителей пешком ушел из родного Валансьена в Париж, чтобы исполнить свою мечту — стать профессиональным живописцем. Вскоре ему удалось устроиться в художественную мастерскую, хозяева которой продавали копии шедевров знаменитых мастеров парижанам. Здесь Ватто ежедневно занимался копированием работ великих художников, а досуг посвящал зарисовкам с натуры.

В 1704 году состоялось случайное знакомство 20-летнего Антуана с отцом и сыном Мариэттами — владельцами солидной фирмы по продаже произведений искусства. Они по достоинству оценили талант молодого Ватто и помогли ему поступить на обучение к Клоду Жилло (Claude Gillot). Опытный наставник привил ученику любовь к изображению театральной жизни. Впоследствии эта тематика станет одной из основных в творчестве Ватто.

В 1707 году Антуан устроился помощником к хранителю художественных коллекций французских королей Клоду Одрану (Claude Audran), который также был модным художником-декоратором своей эпохи. Ватто участвовал в создании театральных декораций вместе с Одраном и получил неограниченный доступ к шедеврам старинных мастеров.

В 1709 году живописец принял участие в престижном конкурсе Королевской академии художеств, но занял лишь 2 место. Уязвленный этой неудачей, он уехал в родной Валансьен, где познакомился с местным ваятелем Антуаном Патером (Antoine Pater). Тот уговорил молодого гения взять в ученики своего сына и снова вернуться в столицу.

В начале 1710-х Антуан Ватто усердно пишет картины на тематику театральной жизни и становится весьма знаменитым. В 1712 году он подал заявку на поступление в академию художеств, но смог представить обязательную работу лишь 5 лет спустя. К этому времени Ватто стал самым популярным живописцем Парижа, о нем заговорили не только во Франции, но и в других странах Европы.

К сожалению, успехи в творчестве были омрачены резким ухудшением здоровья художника. Врачи обнаружили у него туберкулез, который быстро прогрессировал. В конце 1719 года Ватто уехал в Лондон для лечения к известному светилу медицины Ричарду Миду, но оно не помогло.

Летом 1720 года живописец вернулся в Париж, а вскоре перебрался в пригород столицы, где ему было легче переносить тяжкую болезнь. 17 июля 1721 года Антуан Ватто скончался, не оставив после себя наследников.

Самые известные картины Антуана Ватто

Самые знаменитые картины Антуана Ватто сегодня по праву считаются шедеврами французской живописи начала XVIII века. Среди них можно выделить следующие работы:
• «Сатира на врачей» (1706) — одна из первых сохранившихся картин молодого художника, еще незрелая, но удивительно изящная гротескная буффонада.
• «Паломничество на остров Киферу» (1717) — произведение, написанное живописцем в качестве обязательной работы для поступления в Академию художеств. Именно с этой картины название нового жанра «галантное празднество» появилось в мировом искусстве.
• «Жиль» (1718) — оригинальный взгляд художника на любимую театральную тематику. Актер на картине вопреки всем традициям жанра изображен не в динамичной позе, а в полном бездействии.

Возврат к списку