Батальная живопись

Батальная живопись
Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику и ужас войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим.

Формирование батального жанра началось в 16 в. в Европе. В России активное развитие батального жанра начинается в 18 в. - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев.

Если раньше основной задачей художника было прославление побед армии своей страны или империи, то в более поздние времена художник обратился уже к осмыслению трагедии войны. Например, русский художник В. Верещагин лично участвовал в боевых действиях, и в своих полотнах хотел показать зрителю всю отталкивающую сущность войны.

В конце 19 века получает распространение диорамная живопись, когда художники изображают на огромной площади (в несколько десятков метров) значительные военные события, такие как диорама «Бородинская битва» Франца Рубо.
Батальная живопись особенно стала снова востребована во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: такие полотна, как «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, или триптих П. Корина «Александр Невский» поднимали боевой дух советского народа.

В наше время существует студия военных художников имени М. Грекова, художники которой посвящают своё творчество славным страницам истории русского оружия, а также отображают сегодняшний день Российской армии.

Возврат к списку