Картина «Последний день Помпеи»

Картина «Последний день Помпеи»

Картина «Последний день Помпеи» - одно из самых узнаваемых произведений Карла Брюллова, написанная в Италии.

Незадолго до этого археологи начали раскопки 3-х погибших под пеплом Везувия городов. Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события и отправился на место раскопок.

🖌 Впечатления, которые Карл Брюллов получил на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Сюжет повествует о древнеримской трагедии – гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия вулкана Везувия, извержение которого 24 августа 79 года н.э. унесло жизни двух тысяч жителей. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. Охваченное пламенем небо застилают черные тучи дыма и пепла. Течет раскаленная лава. Рушатся здания. Люди, в ужасе бегущие из города, как бы застыли на мгновение, ослепленные зловещей вспышкой молнии. Но и в эту страшную минуту величие и сила человеческого духа торжествуют над смертельной опасностью:

⭕️ Женщина крепко обняла своих дочерей — даже смерть не заставит ее разжать руки. Как она еще может их защитить?
⭕️ Юноши, один – молодой воин, другой – почти мальчик, несут на плечах старого отца.
⭕️ Обессиленная мать в изнеможении опустилась на землю и просит сына оставить ее и спасаться самому, но тот неумолим: они либо пойдут вместе, либо вместе будут ожидать гибели.
⭕️ Мужественный помпеянец поднял руку и будто хочет удержать стены падающих домов, погасить пламя. Прижав к себе жену и детей, он укрывает их плащом, как бы желая легкой тканью уберечь от града горячих камней.

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица на самом деле есть в Помпеях. Моделями для большинства персонажей стали итальянцы.
Запечатлел Брюллов и свой автопортрет. Он и сам в страхе смотрит вверх, над головой держит ящик с горшочками с красками, кистями, свитками бумаги, другими инструментами живописца. В час страшного бедствия художник старается сберечь самое дорогое, необходимое для занятий любимым делом – живописью.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане и произвела настоящий фурор. Художника чествовали как римского триумфатора.
Картина произвела сенсацию и в Европе. В этом же году она была отправлена в Санкт-Петербург. Что творилось в России, и представить сложно. Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи на небывалую высоту!

Многие поэты и писатели упоминали картину в своих произведениях. Среди них А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, поэт Евгений Боратынский писал:
«Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!»

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже. В 1897 году этот шедевр был переведен в Русский музей, где находится и по сей день.

🖌 Впечатления, которые Карл Брюллов получил на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Сюжет повествует о древнеримской трагедии – гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия вулкана Везувия, извержение которого 24 августа 79 года н.э. унесло жизни двух тысяч жителей. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. Охваченное пламенем небо застилают черные тучи дыма и пепла. Течет раскаленная лава. Рушатся здания. Люди, в ужасе бегущие из города, как бы застыли на мгновение, ослепленные зловещей вспышкой молнии. Но и в эту страшную минуту величие и сила человеческого духа торжествуют над смертельной опасностью:

⭕️ Женщина крепко обняла своих дочерей — даже смерть не заставит ее разжать руки. Как она еще может их защитить?
⭕️ Юноши, один – молодой воин, другой – почти мальчик, несут на плечах старого отца.
⭕️ Обессиленная мать в изнеможении опустилась на землю и просит сына оставить ее и спасаться самому, но тот неумолим: они либо пойдут вместе, либо вместе будут ожидать гибели.
⭕️ Мужественный помпеянец поднял руку и будто хочет удержать стены падающих домов, погасить пламя. Прижав к себе жену и детей, он укрывает их плащом, как бы желая легкой тканью уберечь от града горячих камней.

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица на самом деле есть в Помпеях. Моделями для большинства персонажей стали итальянцы.
Запечатлел Брюллов и свой автопортрет. Он и сам в страхе смотрит вверх, над головой держит ящик с горшочками с красками, кистями, свитками бумаги, другими инструментами живописца. В час страшного бедствия художник старается сберечь самое дорогое, необходимое для занятий любимым делом – живописью.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане и произвела настоящий фурор. Художника чествовали как римского триумфатора.
Картина произвела сенсацию и в Европе. В этом же году она была отправлена в Санкт-Петербург. Что творилось в России, и представить сложно. Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи на небывалую высоту!

Многие поэты и писатели упоминали картину в своих произведениях. Среди них А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, поэт Евгений Боратынский писал:
«Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день!»

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже. В 1897 году этот шедевр был переведен в Русский музей, где находится и по сей день.